К ранней диагностике заболеваний у детей
Острополец С.С., 
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького
 
Овладеть ранней диагностикой – задача первостепенной 
важности для современной клинической медицины. 
В. Белоусов 
 
Представленное в эпиграфе положение было сформулировано корифеем отечественной педиатрии академиком В.А. Белоусовым (1962) почти полвека тому назад; с тех пор оно не только не утратило своего значения, но стало еще более актуальным для настоящего времени. Это обусловлено особенностями современной патологии у детей и, в частности, с частым отсутствием типичной клинической симптоматики, стертостью последней, выраженной тенденцией к латентному течению, хронизацией заболеваний, прогрессирующим ростом функциональной патологии и др. Перечисленные особенности связаны, в первую очередь, с врожденными, приобретенными или смешанными иммунодефицитными состояниями, частотой моно- и поливалентной сенсибилизации, псевдоаллергии. Определенное значение имеют, с одной стороны, изменения антигенных особенностей возбудителей, с другой – повышение удельной значимости в этиологии патологических процессов условно патогенных штаммов и форм, устойчивых к многим антибиотикам. Это существенно затрудняет диагностику и способствует возникновению диагностических ошибок – одной из основных причин позднего распознавания патологии.

Наиболее частыми причинами диагностических ошибок у детей являются: 

  • атипичное течение болезни;
  • редкость заболевания;
  • недостаточный объем клинического и инструментального исследования;
  • недооценка или переоценка лабораторных и инструментальных данных;
  • несвоевременность или отсутствие консультаций специалистов;
  • стремление ставить «очевидные» диагнозы, исходя из профиля патологии;
  • недостаточно собранный анамнез;
  • игнорирование особенностей преморбидного фона;
  • ошибочный анализ и синтез результатов обследования больного;
  • недооценка или переоценка диагностического значения осложнений;
  • ошибочная конструкция диагноза;
  • переоценка результатов лечения ex juvantibus.
Как известно, диагностика включает в себя диагностические методы и технику исследования, семиотику – учение о генезе и клинической значимости отдельных признаков заболевания (симптомов) или их комплексов (синдромов), а также сам процесс постановки диагноза, основанный на анализе и синтезе всех данных, полученных при обследовании больного. Таким образом, диагноз представляет собой «краткое медицинское заключение о сущности заболевания и состояния больного» (В.К. Василенко, 1985). Современный диагноз должен быть правильным, ранним, по возможности развернутым.

Сегодня по-прежнему появляются труды, посвященные различным аспектам диагностического процесса (Д.С. Саркисов с соавт., 1983; В.Х. Василенко, 1985; Е.И. Чазов, 1988; В.И. Стручков, 1989; К.Е Тарасов с соавт., 1989; А.А. Ардаманский, 1994; С.А. Павлищук, 1998; Ю.С. Малов, 2002; С.С. Острополец, 2003; Г.Г. Автандилов с соавт., 2004 и др.), поскольку диагностика, представляя одну из важнейших составных частей деятельности врача, находится в постоянном развитии, определяемом достижениями научно-технического прогресса и состоянием фундаментальных наук. 

На основании собственных клинических данных анализа нами выделены следующие моменты, способствующие ранней диагностике заболеваний у детей. Прежде всего, знание педиатрами не только классической клинической картины патологических процессов, но и различных вариантов их атипичного начала и течения. На это должно быть обращено особое внимание как при проведении додипломной, так и последипломной подготовки специалистов. 

Особое значение имеет также знание особенностей возникновения и течения одного и того же заболевания у детей различного возраста. Игнорирование данного обстоятельства часто является источником диагностических ошибок и поздней диагностики.

Существенное значение для ранней диагностики имеет знание педиатрами анатомо-физиологических особенностей детей в различные возрастные периоды, параметров нормального развития ребенка. В противном случае врач не сможет обратить внимание на начальные отклонения в состоянии ребенка, заподозрить развитие патологического процесса, то есть обеспечить его раннее выявление.

Особую роль играет хорошее знание педиатрами так называемых третьих состояний, к которым относятся аномалии конституции, диатезы, иммунодефициты, сенсибилизация, дисплазия соединительной ткани, несостоятельность того или другого органа, системы, нарушение биологических ритмов физиологических функций и др. – все то, что определяет преморбидный фон. Оценку последнего имеет в своей основе выдвинутое В.П. Казначеевым и соавт. (1980) положение о донозологической диагностике, представляющей собой метод определения степени здоровья путем выяснения состояния адаптационных возможностей организма. В.П. Бисярина и Б.А. Пыхтев (1987) в результате проведенного исследования пришли к заключению о возможности использования данного метода в педиатрической практике для определения функциональных резервов у детей в различные возрастные периоды и рационализации на этой основе режимных моментов, направленных на повышение уровня здоровья и профилактику заболеваний.

Врач должен хорошо ориентироваться в возможностях существующих методов исследования, правильно оценивать полученные данные, непременно сопоставляя последние с результатами непосредственного исследования больного. Тщательный сбор жалоб, анамнестических данных, детальное проведение лабораторного и инструментального исследования – важное условие, способствующее ранней диагностике заболевания. 

Знание генеза симптомов, этиологии, конкретных условий, определяющих развитие и особенности течения заболевания, является одним из важнейших условий ранней диагностики в рамках осмысления полученных данных в их взаимосвязи.

Значение дифференциальной диагностики для раннего распознавания патологического процесса трудно переоценить. При диагностировании следует использовать основные законы логики: тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания и аналогии.

Развитие и совершенствование клинического суждения является залогом успешной ранней диагностики По мнению В.С. Смоленского (1979), «самый быстрый, простой, общедоступный, организационно и экономически выигрышный путь резкого повышения врачебной квалификации лежит не столько через новые тонкие методы исследования, сколько через более рациональное клиническое суждение».

Таковы сегодня основные условия, определяющие возможность ранней диагностики заболеваний у детей. Естественно, для ее обеспечения необходима повседневная работа врачей над собой, постоянное повышение знаний и совершенствование практических умений (С.С. Острополец, Е.В. Пшеничная, 2007).

Одной из причин невозможности ранней диагностики, по данным анализа нашего клинического материала, является несвоевременное обращение близких ребенка за медицинской помощью, причем число таких случаев растет из года в год. Поэтому в наше время социальных потрясений, переоценки ценностей, прогрессирующего увеличение числа так называемых народных целителей с их воинствующей некомпетентностью и лечебными методами средневековья приобретает особое значение повышение общекультурного уровня медицинской грамотности населения. 

Задача медицинских работников и, в частности, педиатров – принять активное участие в этом процессе, что будет способствовать как раннему выявлению заболеваний, так и сохранению здоровья подрастающего поколения Украины.

Литература

1. Автандилов Г.Г., Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Оформление диагноза. – М.: Медицина, 2004. – 304 с. 
2. Адраматский А.А. Диагностика с позиций системного подхода // Врач. – 1996. – № 2. – С. 24-26. 
3. Белоусов В.А. Клиническое наблюдение как метод научного исследования // Труды Харьковского Государственного медицинского института / Под. ред. В.А. Белоусова. – Харьков, 1962. – С. 5-12. 
4. Бисярина В.П., Пыхтев Б.А. Основы донозологической диагностики в педиатрии // Бюл. Сибирского отделения АМН СССР. – 1987. – № 3. – С. 35-38. 
5. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней. – М.: Медицина, 1985. – 255 с. 
6. Казначеев В.П., Боевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. – Л., 1980. – 186 с. 
7. Малов Ю.С. Принципы диагностики // Врачебные ведомости. – 2000. – № 2. – С. 19-22. 
8. Острополец С.С. Педиатрия на пороге ХХI века. – Севастополь; Донецк, 2003. – 142 с. 
9. Острополец С.С., Пшеничная Е.В. К проблеме непрерывного профессионального развития врачей // Здоровье ребенка. – 2007. – № 6. – С. 106-108. 
10. Павлищук С.А. Основные этапы диагностики врача // Врачебные ведомости. – 1998. – № 4. – С. 18-22. 
11. Саркисов Д.С., Гельфанд В.Б., Туманов В.П. Проблемы ранней диагностики болезней человека // Клиническая медицина. – 1983. – № 4. – С. 6-14. 
12. Стручков В.И. Современные вопросы ранней диагностики и лечения в практике врача // Клиническая медицина. – 1989. – № 3. – С. 21-24. 
13. Тарасов К.Е., Великов В.К., Фролова А.И. Логика и семиотика диагноза. – М.: Медицина, 1989. – 270 с. 
14. Чазов Е.И. Очерки диагностики. – М.: Медицина, 1988. – 108 с. 

Опубликовано в журнале «Здоровье ребенка», 4(13) 2008 / В помощь педиатру