Альберт Швейцер – теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).



Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer, 1875 – 1965)

Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы — территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке труд «И.С.Бах – музыкант и поэт» («J.S.Bach, musicien-poиte», 1905), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием «Иоганн Себастьян Бах» («Johann Sebastian Bach»). Эта книга, а также «История исследования жизни Иисуса» («Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung», 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под названием «От Реймаруса до Вреде» («Von Reimarus zu Wrede») принесли ему широкую известность.

В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: «Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям».

К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста (1905), он уже был маститым теологом, пользующимся популярностью педагогом и проповедником, известным органистом и признанным авторитетом в области баховедения и строительства органов. Однако он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. После окончания курса на медицинском факультете (1905–1912) Швейцер получил степень доктора медицины (1913, тема диссертации – «Психиатрическая оценка личности Иисуса») и был направлен в качестве врача-миссионера в Африку. В 1913 организовал больницу в Ламбарене на реке Огове во французской колонии Габон (Французская Экваториальная Африка, впоследствии – Республика Габон), где проработал более 40 лет.

Швейцер никогда не участвовал в «общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира – такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями.

Во время Первой мировой войны как германский подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 году, после перехода Эльзаса – Лотарингии в состав французского государства, Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях здоровье, возобновил работу над философскими трудами. Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов страны. С этого времени начался своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении многих лет удавалось поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 вышла начатая еще в Габоне книга «Культура и этика», в которой мыслитель высказал главную свою идею.

Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни другого, ни внутренней связи между ними».

Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа больница. Швейцер писал: «Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его духовный акт… в ходе которого человек перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». «В то же время, человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».

Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, – «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры» («Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik», 1923); «Мистика апостола Павла» («Die Mystik des Apostels Paulus», 1930); автобиография Швейцера «Из моей жизни и моих мыслей» («Aus meinem Leben und Denken», 1931); «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» («Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik», 1935).

Швейцер по-своему прагматично замечал, что «личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный». Нередко его способность убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то момент к нему приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже приходится организовывать».

В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую войну, продолжая работать в прежнем режиме.

Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью – его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1952 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира.
 
Цитаты Альберта Швейцера:
«Мы рождаемся из жизней других людей. Мы обладаем способностью вызвать к существованию другие жизни».
«Единственный выход из убогого существования для человека заключается в том, чтобы стать достойным доверия другого человека».
«Цивилизация — это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление».
«Нас так много, но каждый из нас умирает от одиночества».
«Всегда ищи способ сделать добро».
 
Сочинения Альберта Швейцера:
  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «Вопрос об историчности Иисуса» (1906),
  • «И. С. Бах — музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание — «J.S.Bach, musicien- poète», на французском языке в 1905; второе расширенное издание — «Johann Sebastian Bach», на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание — «Von Reimarus zu Wrede» в 1906; второе издание — «Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung» в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» («Die psychiatrische Beurteilung Jesu», 1913, диссертация),
  • «Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. (1919)
  • «Между водой и девственным лесом» («Zwischen Wasser und Urwald», 1921),
  • «Из моего детства и юношества» («Aus meiner Kindheit und Jugendzeit», 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» («Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil», 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» («Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil», 1923),
  • «Христианство и мировые религии» («Das Christentum und die Weltreligionen», 1924),
  • «Письма из Ламбарене» (1925—1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» («Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst», 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» («Die Mystik des Apostels Paulus»; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» («Aus meinem Leben und Denken»; автобиография; 1931),
  • «Религия в современной культуре» (1934),
  • «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» («Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik»; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Гёте. Четыре речи» (1950),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954—1955),
  • «Африканские истории» («Afrikanische Geschichten», 1955),
  • «Мир или атомная война» («Peace or atomic war», 1958),
  • «Воспитатель человечества Толстой» (1960),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
 
Многие из этих сочинений можно найти в Интернете.
Подготовил Л.Белов