Лекарство от плохого поведения
Виктория Федосеева
- У Вас есть вредные привычки?
- Нет. Я сам вредный.
  Сбор анамнеза для истории болезни, 4-й курс

Ведут себя плохо все, а ругают почему-то только маленьких.
Из наблюдений Н., 5-ти лет

«Плохое» поведение – это то, которое Вам не нравится, которое создает проблемы или впоследствии вызывает раскаяние. Один из рецептов борьбы с плохим поведением - перед Вами. Знаете, в чем прелесть? Помогает даже ленивым и не имеет побочных эффектов. С помощью этого средства можно проститься с привычкой нервничать на тестовом контроле. Привычкой орать на родителей. Привычкой злиться на кого-то, кто обещал, но не сделал.  

Это лекарство особенно эффективно в случаях, описываемых формулой: «Каждый раз, когда (встречаю этого человека, вижу гору грязной посуды, прихожу на собеседование), я начинаю (переживать, звереть, ужасно волноваться = «плохо себя вести»). Надоело!» 

Первым делом нужно сформулировать свое желание. Чего Вам НЕ хочется – ясно: на таких формулировках специализируется практически все население СНГ. «Хорошо бы не ругаться, только бы не переживать из-за ерунды, не бить посуду или по клавиатуре, не злиться… не отчаиваться…» В общем, лишь бы не было войны.

Теперь следует определиться, чего Вы ХОТИТЕ. Какое поведение, настроение, какие действия Вас устраивают (вместо того, что Вы устраняете)? Чем заменим «плохое поведение»? Этот этап традиционно занимает чуть больше времени.

Например. Я хочу спокойно и конструктивно реагировать на капризы сына. Я хочу уверенно беседовать с самыми м-м-м… строгими преподами на занятиях. Я хочу вежливо отвечать на вопросы родителей. «Я хочу» – те ключевые слова, по которым Ваш персональный поисковик ранжирует результаты, поэтому их использование обязательно. 
 
 Итак, придумываем варианты. Как бы Вам хотелось поступать в ситуации, в которой раньше Вы вели себя «плохо» (в первую очередь, по отношению к себе)? Что именно было бы уместно, приятно, справедливо?  

Ответов должно быть больше трех – природа не терпит однообразия. Даже если тщательно продуманный, взлелеянный первый вариант кажется идеальным – придется сочинить еще хотя бы три. Ну, ладно, два. Можно – с небольшими эмоциональными модификациями. Если, скажем, при виде захламленной детьми квартиры Вы хотите ощутить (или уже ощущаете), как спокойно и уверенно убеждаете их в неотвратимой уборке, то «вариациями на тему» могут стать: 

- ироничный (возможно, несколько ехидный) комментарий увиденного разгрома.
- энергичная заинтересованность в предшествующих событиях (- Был на квартиру налет? – Нет. / - К нам приходил бегемот? – Нет. / - Может быть, дом не наш? – Наш. / - Может, не наш этаж? – Наш. / Просто приходил Серёжка. / Поиграли мы немножко. / Слава Богу, оказалось, / Я напрасно волновалась! (Э.Успенский)).
- покровительственное («Не волнуйтесь, если быстро все уберете, я даже прогулку отменять не стану») отношение взрослого мудреца. 
 - сожаление о том, что вот приходишь с работы, и огорчаешься при виде этого… беспорядка, и т.д.
 
 Если собственная фантазия дремлет, вспомните своих друзей или знакомых, которые в подобном случае ведут себя, на Ваш взгляд, «правильно». Наверняка среди близких (и не очень) людей найдется уравновешенный юморист, умело обращающийся с детьми, даже самыми вредными. Или, допустим, в недавней передаче кто-то запомнился Вам своей элегантной манерой общения или монументальной невозмутимостью. Все это пригодится – создавать полезные поведенческие привычки взамен вредных можно не только из своего личного опыта. Обратите внимание на позу и жесты, на то, как человек реагирует на ситуацию - как движется, как располагается в пространстве по отношению к собеседникам (если они есть), как разговаривает – громко, эмоционально, медленно?..

Используйте любые источники, хоть новостные программы с участием первых лиц государств, если стиль их поведения будет уместен в Вашем конкретном случае. Корректируйте, уточняйте… Важно, чтобы Вам самому нравились те поведенческие паттерны, которые заменят «вредное» поведение.  
 
Выбрали?
 
 Теперь представьте себя со стороны в одной из новых ролей. Например, вот он(а) открывает дверь и спокойно и уверенно входит в комнату. Прислушайтесь к своей новой реакции на прежние, знакомые обстоятельства. Как Вы теперь выглядите, как движетесь, с какой интонацией и каким голосом разговариваете? Какие ощущения по поводу себя испытываете, как сторонний наблюдатель? Если нужно – добавьте подробностей или повторите сначала.
 
 Нравится? 
 
 Если да – прекрасно, запоминаем этот вариант и проверяем следующий.
 
 Если не очень – выберите другой образец для подражания, другую модель. Или измените собственное настроение. Будьте взыскательны: это ваше будущее поведение, так что не жалейте времени.
 
 Есть три образца новой реакции на старый раздражитель?
 
Теперь встаем от компьютера и выполняем следующее.

1. Выбираем новое место. Такое, где удобно «примерить» новый вариант своих действий (диван, квадратики паркета, да хоть ванная, если площадь позволяет). 

2. Вспоминаем пусковой момент, с которого начинается Ваша нежелательная реакция на людей или обстоятельства.

3. Берем на вооружение первую версию – и воспроизводим ситуацию (спокойно и уверенно осматриваем беспорядок в комнате; доброжелательно улыбаемся шефу; строго, но справедливо объясняемся с виноватым)… Стараемся качественно «сыграть» свою НОВУЮ роль в привычных обстоятельствах, причем желательно участвовать в процессе всем телом. И интонировать, и воспроизводить мимику, и двигаться.
 
 4. Следующий вопрос – самый главный: устраивает ли Вас такое поведение в подобных ситуациях? Вам комфортно? Нравится? Подходит?
 
 5. При однозначном «да» остается проверить жизненность остальных вариантов (каждый - на новой, отведенной специально для него территории) – и работа почти закончена.
 
6. Если же Вам неуютно в новых ролях - стоит их переписать (полностью изменить реакцию, отыграв ее на новом месте) или откорректировать до удобного варианта. В результате должно получиться три жизнеспособных, комфортных для Вас способа себя вести. 

7. При смешанных чувствах стоит задаться вопросом – а надо ли оно вообще?

8. Репетиция.

Представляем себя в ситуации перед самым началом «плохого поведения» (вместе с другими возможными участниками). Нужно выбрать сигнал, который будет «запускать» Вашу новую реакцию. Например, Вы стоите перед дверью… или входите в помещение… и…

Включаем один из вариантов комфортного для Вас поведения. Проигрываем ситуацию в уме (сначала со стороны, затем – как главный герой), - и отслеживаем эмоции. Ещё раз, и ещё – с другими способами действий. Репетиция приятных и полезных для Вас стереотипов поведения в ответ на особый триггер становится основой Вашего будущего – успешного! – репертуара.  
 
 9. И, наконец, проверка. Насколько эффективно и честно Вы поработали?
 
 Отвлекитесь, переключитесь. Разделите 3489 на 14, вспомните фасон маминого свадебного платья или сядьте на шпагат. Спустя пару минут начинайте воспроизводить те обстоятельства, тот сигнал, который раньше вызывал, сами знаете, что. Внимание! Ситуация должна иметь отношение к БУДУЩЕМУ – через день, неделю или час: вот завтра вхожу в эту же самую комнату, вижу вот этих же самых, которые всё вокруг... и…
 
 И, если Вы все сделали правильно, ваш организм сам, автоматически, предложит Вам НОВЫЙ, полезный вариант «хорошего поведения».
 
 Еще несколько слов – из личного опыта. Часто простые, подозрительно «легкие» техники успешно выполняются и оказываются ошеломляюще эффективными, а элегантные многостраничные конструкции с обилием специальных терминов остаются поводом для блистательного теоретизирования.  
 
 Р.S. Марина Неелова в одном интервью заметила: «Характер у меня прекрасный, но, когда я начинаю подниматься по лестнице, каждая уборщица в театре уже знает, какое у меня настроение».

Хорошего Вам настроения!