Что такое «не хочу» и как его курощать
Виктория Федосеева
Спорим, что на свете есть хотя бы пара занятий, которые Вам конкретно надоели? Мы поделимся одним из элементарных и изящных рецептов укрощения (курощения) своих «не хочу». Мы выбираем самое «вкусное», доступное и безопасное для тех, кого интересуют технологии успешной работы с собой.
 
Учтите, что для эффективного использования нашей информации нужны желание (три восклицательных знака), время и место, где можно полностью сосредоточиться. То есть: гарантированное отсутствие вбегающих детей, хлопающих дверей, мобильных серенад… Лекционный зал – специально для студентов! – категорически не годится:  много помех, особенно обидных за пять минут до результата. Выполнение рекомендаций «нехотя» или по принципу: «Очередная психологическая штучка… на меня такое не подействует», - тоже бесполезно: Вы программируете свой успех и просто не выполните инструкцию.
Итак, на старте мы предлагаем несложную технику
«Зазеркалье».
Для чего она предназначена?
Нам довольно регулярно приходится делать что-то полезное, но не очень приятное. Готовиться к аттестации, тестированию или важной встрече. Стирать брюки. Мыть посуду. Запоминать дозы и концентрации. Не то, чтобы совсем кошмар, но и радоваться нечему.
Подчеркнем: ситуация должна быть именно умеренно неприятной, а не граничащей с фобией или соматическими расстройствами, слезами и пр. Для всего перечисленного есть много разных техник – но сегодня мы о другом. Поэтому:
 
1. Вспомните любое действие, подпадающее под формулировку: «Надо, но не хочется»! Например, чтение учебника, запоминание текста, конспектирование...
 
2. Представляете себя непосредственно в процессе: вот я сажусь за стол, включаю компьютер… Или – раскрываю учебник. Это – одно кино (или картинка) «про Вашу жизнь».
 
3. А второй фильм - о том, от чего вы получаете удовольствие, чем вам нравится заниматься. Плавать в июльском море. Вести машину (вне пробок, разумеется). Выбирать наряды. Играть в теннис… То есть, теперь Вам нужно выбрать процесс или действие, которые Вам действительно по душе. Вспомнили – и захотелось!
 
4. Теперь представляете себя, идущего(ую) по пляжу (или – ведущего авто) со всеми запахами, звуками и ощущениями вокруг. Качественно представляете, по-настоящему. Так, чтобы прямо вот сейчас захотелось нырнуть или обогнать во-от того… Ваши ощущения, визуальный ряд, звуки должны быть максимально близки к реальным.
 
5. И вот теперь сквозь одну реальность (я у гудящего компьютера загружаю файл с экзаменационным текстом на экране) начинает проступать вторая (я в пляжном прикиде подхожу к воде, чувствую запах моря и гальку под ногами …). Одна картинка (фильм) сквозь другую.
 
6. Как только появляется «пляжное» ощущение, море чуть отступает, «стирается», а монитор выходит на передний план. Только начинает раздражать рябь терминов на экране – компьютер становится фоном, а вокруг вас - снова чайки и пирс… Вы поочередно «ныряете» то в один, то в другой мир, становясь главным действующим лицом. 
 
7. Вот я читаю (вижу буквы, слышу мышь и вентилятор, ощущаю… на фоне моря) – а вот я плыву (цвет и запах воды, всплески, все телесные ощущения от плавания - поверх текста на мониторе)…
Повторяйте шаги 5 и 6, пока оба ощущения не сольются в одно, умеренно приятное: не то, чтобы экстаз, но вполне хорошо, настроение приподнятое… и хочется этим заниматься.
Критерий того, что Вы завершили работу – изменение отношения к ранее нелюбимому занятию с «минуса» на «плюс» или хотя бы уверенный «нейтрал».
Эта элементарная техника самомотивации провела через «не хочу» уже не одно поколение.
Придумайте список удовольствий (процессов, увлечений, занятий), которые вам доставляют наслаждение: любимая музыка, танцы, массаж, ароматы, волнующие воспоминания… Определите конкретную деятельность, где вам нужно «хочу» вместо «ну вот, опять трам-тара-рам» (например, чтение специальной литературы или запоминание «неправильных» глаголов), - и действуйте! 
NB! Не стоит использовать в качестве «удовольствий» продукты, напитки (особенно алкогольные) или, например, курение.